МАСОНСКИЙ СЛЕД В КАРАБАХСКОМ ВОПРОСЕ СЛИШКОМ ОЧЕВИДЕН...


Что стоит за визитом мастера?


Ереванский визит великого Мастера масонской ложи "Большой Восток Франции" Ги Арсизе спровоцировал волну – впрочем, вполне объяснимую и естественную - самых разных толкований и суждений. В целом это событие было воспринято в контексте активизации деятельности франкмасонов на армянском векторе, и это действительно так.


Вообще следует отметить, что сам Арсизе относительно недавно избран великим Мастером знаменитой ложи. И сразу же отметился весьма активной деятельностью, уже весной текущего года организовав в сербской столице выездные заседания "Конгресса Париж 4" и "Ложи Восточной Европы". Показательно, что белградские заседания стали первыми, проведенными вне пределов Франции. Это также указывает на активизацию деятельности франкмасонов в восточном направлении. Мы не располагаем достоверной информацией относительно участия в заседаниях делегатов из Армении, однако известно, что на них присутствовали 46 делегатов от парижских лож, 9 - от Сербии, 8 – от России, Польши, Македонии и Болгарии.


Ги Арсизе


И вот на днях Ги Арсизе гостил в Ереване. Для начала он решил успокоить малость встревоженную публику своим заявлением о том, что не является дьяволом. Более того, "мы" (т.е. франкмасоны), в отличие от носителей англосаксонской традиции, хорошие и добрые и политикой заниматься не намерены. Здесь мастер, пожалуй, немного слукавил. И не только потому, что его принимали во внешнеполитическом ведомстве РА, – "Великий Восток Франции" является консультантом в Европарламенте. Вопрос как раз в том, что именно франкмасоны специализировались на политике начиная со времен Великой французской революции.


Основанный еще в 1773 году "Великий Восток Франции" - крупнейшее масонское послушание во Франции и старейшее в континентальной Европе. Первоначально носил название "Великая Ложа Франции", однако в 70-80 годы позапрошлого столетия произошел раскол в братстве, и уже в 1894г. многие ложи откололись, учредили свою "Великую Ложу Франции", противопоставив себя тем самым англосаксонской традиции. Так, франкмасонам разрешена свобода религиозных убеждений (они могут быть и атеистами) и участие в политической жизни, в то время как англосаксонская традиция требует обязательной веры в Господа и запрещает обсуждение политических вопросов. В конце концов, именно франкмасоны были вождями Французской революции и отцами-основателями Соединенных Штатов.


Соответственно, утверждения навестившего Ереван Мастера "Великого Востока Франции" о том, что франкмасоны "безобиднее" носителей англосаксонской традиции, не очень-то убедительны. Особенно с учетом того, что известные "великие востоки" (тот же "Великий Восток Турции") следуют именно континентальной традиции ВВФ, тогда как англосаксонские масонские юрисдикции не признают ВВФ и считают его "нерегулярным". И наконец, какие "стереотипы восприятия масонов в армянском обществе нужно ломать", если наиболее мрачное событие национальной истории - Геноцид - все явственнее и четче просматривается на фоне деятельности континентальных масонских организаций? И не только Геноцид.


Возьмем карабахский вопрос. После победы пролетарской революции в России в большевистской среде стало постепенно складываться трезвое понимание отсутствия реальных перспектив перенаправления революционной волны на Запад. В этой связи высказывалась идея о ключевом значении Востока, степень революционности которого преувеличивалась, приобретая гротескные формы. В конце 1918 года в Советской России возникла организация "Союз освобождения Востока", в работе которой масоны принимали самое активное участие.


На фоне большевистского антиклерикализма к исламу, считавшемуся пострадавшей при царизме религией, проявлялось куда более терпимое отношение, в то время как православие отождествлялось с самодержавием – архитектором "тюрьмы народов". Существовала трактовка панисламизма как подлинно революционного движения, направлявшегося против империализма и царизма. Говорилось о необходимости создания "Интернационала Востока" и важности использования революционного пантюркистского и панисламистского потенциала как более политического, нежели религиозного, механизма сплочения масс.




Одним из проявлений "запросов нового времени" и стали участившиеся контакты представлявших новую Россию лидеров международного социалистического движения с бывшими лидерами младотурецкого правительства. В том числе с главными организаторами Геноцида армян, как и геноцида греков, ассирийцев и арабов, - членами ложи "Великий Восток Турции" Талаатом, Энвером и Джемалем. Все они после Мудросского перемирия скрывались за пределами Османской империи, жили под разными именами и прикрытиями, так как Константинопольский трибунал заочно приговорил их к смертной казни.

Активные контакты между членами международного социалистического движения и пантюркистскими лидерами установились усилиями Александра Парвуса – доктора философии, деятеля российского и германского социал-демократического движения, а также экономического советника в младотурецком правительстве (в 1910-х гг.), которому покровительствовал младотурецкий лидер, салоникский денме Талаат – великий мастер ложи "Великий Восток Турции".

Парвус свел оказавшихся в Германии младотурецких лидеров с Карлом Радеком, который после Февральской революции некоторое время являлся членом заграничного представительства РСДРП в Стокгольме, связным между руководством социалистических партий и германским Генштабом и одним из организаторов отправки Ленина в Россию через Германию.

Примечательная деталь: в 1918 году Радек скрывался в Германии от преследований именно на съемной квартире Талаата. "В вечерних беседах за чаем в кругу бежавших из Османской империи младотурецких деятелей" он, как об этом свидетельствует турецкий автор Дж.Кутайя, выражал полную солидарность с пантюркистами, говоря, к примеру, что "туркам надо собственными силами разобраться с армянами". После ареста и заключения в берлинскую тюрьму Радека навещали Энвер и Талаат. В ходе многочисленных контактов русского социалиста с младотурками и стали постепенно вычерчиваться первые контуры советско-турецкого сотрудничества.

Месяцами позже Радек убедил Энвера (скрывавшегося в Германии под именем Али-бей) в необходимости выехать в Москву и подписать с советским руководством соглашение о совместной борьбе. Усилиями того же Радека в Москву перебрался также и Джемаль-паша. Показательно, что осенью 1920 года малодотурецкие лидеры принимали участие в I съезде угнетенных народов Востока в Баку, на котором Армении объявили "священную войну" (термин ввел в оборот Парвус). Именно после этого под "покровительство Азербайджанской Советской Республики" перешли Нахиджеван и Карабах.

Так что прибытие великого Мастера ложи "Большой Восток Франции" в Ереван, причем в период, который некоторые уже называют "моментом истины в карабахском вопросе", не может по крайней мере не настораживать. Уж слишком заметен масонский след в карабахской проблеме. И не только…

Арис КАЗИНЯН
"Голос Армении"

Комментариев нет:

Отправить комментарий