Еще в 1892 году неподалеку от Пишпека (современного Бишкека) русский исследователь Николай Пантусов обнаружил средневековое кладбище - тысячи каменных стел, надгробий и памятников со следами христианского прошлого.
В САМОМ ФАКТЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ХРИСТИАНСКОГО КЛАДБИЩА НЕТ НИЧЕГО УДИВИТЕЛЬНОГО. Когда-то жители обширных территорий Средней Азии вплоть до современного Синьцзян-Уйгурского автономного округа в Китае исповедовали христианство. Но среди прочих находок оказался камень, или, как его называют ученые, "кайрак", на котором армянскими буквами начертано имя епископа Ованеса, умершего в 772 году по армянскому летосчислению (т.е. в 1323 году).
Кайрак был отправлен в Санкт-Петербург, где его изучением занялся другой выдающийся ученый и арменовед, Николай Марр. Он установил, что армянские буквы написаны старым стилем, то есть задолго до указанной на нем даты (1323 год). Ученый предположил, что, возможно, армянская колония расположилась по соседству с Китаем на территории современной Киргизии и жила изолированно от Армянского нагорья достаточно долго, чтобы старый стиль смог просуществовать без изменений несколько столетий.
Сирийский перевод эпиграфии также давал повод для размышлений. Дело в том, что после раскола западной церкви большая часть отвергнутых христиан бежала на восток. Их называли несторианами - приверженцами учения архиепископа Нестория, отвергнутого в 431 году. В течение нескольких веков они проповедовали и распространяли христианство в Персии, Индии, Средней Азии и Китае. В основном они использовали сирийское письмо, которое впоследствии легло в основу алфавитов многих кочевых народов Азии: уйгуров, монголов, маньчжуров.
Однако свидетельств о присутствии несториан на территории Армении никогда не предъявлялось. Наоборот, всегда утверждалось, что "эти язычники" здесь даже не показывались. И кайрак с армяно-сирийской надписью, о котором идет речь, может пролить некоторый свет на ранее не известную страницу армянской колониальной истории на дальних рубежах Азии.
По признанию Рубена Гини, было мало надежды, что камень пережил бурные события XX века: русскую революцию, две мировые войны, распад СССР. Однако поиски продолжались. Все, что имелось под рукой у съемочной группы, - это точное место обнаружения кайрака недалеко от современного Бишкека и небольшая картинка-оттиск, выполненная самим Марром.
В ходе съемок фильма группа посетила Киргизию, где намеревалась снять другой исчезнувший из поля зрения армянский исторический памятник. Речь о монастыре Братьев-армян, который, вероятнее всего, располагается на берегу озера Иссык-Куль у китайской границы.
Сразу после Центральной Америки мы скорректировали съемочный график так, чтобы отправиться в Санкт-Петербург. С разрешения директора, Михаила Пиотровского, нам позволили произвести первую современную фото- и киносъемку пишпекского кайрака.
Это огромный валун, который с трудом могут передвинуть несколько человек. Впервые за столько лет камень вновь увидел дневной свет. Он лежал в слабо освещенном помещении, но армянские письмена выделяются четко. Особенно ярко смотрится слово "епископос". Камень обрамлен сирийским переводом надписи: "Иисус Христос, Господь Бог. Владыка Иоанн, армянский епископ. В 772 году сделана эта надпись летосчисления армянского".
Для нас находка оказалась настоящим подарком судьбы. Ведь тема фильма тесно связана с летописью армянских колоний в окрестностях Китая и в самом Китае. И впервые показать материал, такой уникальный для многих ученых, занимающихся историей межнациональных отношений в Центральной Азии, более чем необходимо".
Дальнейшие исследования кайрака на основе этого открытия позволят лучше понять, как именно развивались контакты между Европой и Азией на ранних этапах истории, где армяне играли немаловажную роль. Ведь наши предки отлично знали дорогу в Китай и нередко выступали в качестве проводников для первых европейских путешественников и торговцев.
Тигран МИРЗОЯН, "Голос Армении"
Комментариев нет:
Отправить комментарий