Самые читаемые

Posted by : Unknown



Отношения между двумя этими древними народами в последнее время становятся предметом оживленной, порой ожесточенной и нередко беспредметной общественной дискуссии. Для ереванцев моего поколения это может показаться странным, так во второй половине 20-го века антисемитизм в Армении отсутствовал по определению, что могут подтвердить наши бывшие сограждане-евреи. Некие приглушенные шепотки и слухи иногда доносились из пригородов, заселенных репатриантами с Ближнего Востока, но все же они не выходили за рамки кухонных разговоров и не влияли на общественное мнение и сознание. Не было у нас в стране, впрочем, и иных националистических фобий – антирусских, антигрузинских или антиазербайджанских, ограничиваясь овалом футбольного стадиона с его болельщицкими страстями.

Тем более заметным оказалось появление ”еврейской темы”, занявшей воображение некоторой части наших соотечественников в качестве ”об’яснения” и чуть ли не оправдания наших исторических трагедий и ошибок. Я отнюдь не претендую на сколько бы то ни было специальные знания по данной теме, но за годы работы над фильмами об истории и культуре Армении я собрал некоторое количество информации по этому предмету, которой хочу поделиться с людьми менее сведущими.

Наиболее ранние из сохранившихсясведений об армяно-еврейских связях носят весьма односторонний характер, будучи почерпнутыми сплошь из иудейских письменных источников, в основном, библейского происхождения. Даже если оставить в стороне указание в Книге Бытия горы Арарат как первого и единственного из сохранившихся до сих пор в неизменности географических названий, то первое упоминание армянского народа в Ветхом Завете также относится к ее древнейшему разделу – Генезису, или той же Книге Бытия, 10-я глава которой повествует среди прочих о Таргаме (в некоторых переводах Фаргам, Торгом) – внуке Ноя и отце легендарного прародителя армян Айка. Именно так, ”домом Таргама” называли армян библейские авторы в период вавилонского пленения.

История эта, отстоящая от нас на 5 тысяч лет, была записана около 1400 г. до н.э., вместе с написанием первых глав Библии. Следующим упоминание армян в Ветхом Завете относится уже к 7-му веку до н.э. и находится в Книге Царств (19:36): “Тогда Сенекерим, царь Ассирии, отступил, вернулся в Ниневию и жил там, поклоняясь своему богу Нисроху в храме его; а сыновья его Адрамелех и Шарецер убили его мечами и сами бежали в землю Арарат”… Следует заметить, что упомянутые Шарецер и Адрамелех – это те самые легендарные братья Санасар и Багдасар, с восстания которых против тирании отца начинается древнеармянский эпос. Таким образом, библейские источники с точностью до года, а именно, на 687 год до н.э. устанавливают начало письменной традиции сохранившегося литературного памятника дреней Армении. Кстати, еврейские авторы с нескрываемой симпатией описывают бунт армян против ассирийского царя, который был свирепым угнетателем и палачом евреев.

Спустя еще один век иудейский пророк Иеремия уже не с одобрением, а с мольбой о помощи обращается к армянскому царству для разрушения Вавилона:” Поднимите знамя на земле, трубите в рог среди народов, приготовьте народы к войне, созовите против него царства Арарата, Минни и Аскеназа…”

Проходит еще полтысячелетия и древнееврейский историк Иосиф Флавий свидетельствует о походе величайшего армянского царя Тиграна Второго на Палестину: ” Примерно в то же время пришли известия о том, что царь армянский Тигран в трехсоттысячным войском вошел в Сирию и собирается идти дальше на Иудею. Это, конечно, повергло в трепет и ужас царицу и весь народ, так что пока Тигран осаждал Птолемеиду, к нему отправили большое посольство с огромными и ценными дарами…Иудейские посланники пришли к Тиграну и попросили проявить милость к народу и царице, он же принял их с почетом и благоволением и обещал свое покровительство, поскольку они пришли к нему издалека с выражением покорности…”

Таковы вкратце доступные и проверенные авторитетом Библии сведения о первых пятнадцати веках армяно-еврейских связей и отношений. Как видим, ни тени вражды, ненависти, соперничества нет в этих фактах о сосуществовании двух древейших наций. Даже поход Тиграна Великого в Палестину привел не к захвату и рабству побежденных, а к сотрудничеству и взаимовыгодному обмену между евреями и армянами. Пройдем дальше по истории. В 5-м веке, в эпоху расцвета древнеармянской цивилизации историк Мовсес Хоренаци пишет князю Смбату Багратуни, которому он посвятил свой труд ”История Армении”:”В те годы жил Навуходоносор, царь Вавилонский, который в плен забрал весь народ евреев. И часть его во главе с Шамбатом упросили Навуходоносора отпустить их и пришли жить в землю армянскую, где приняли их с почетом и от сегонарода произошел и род Багратуни, воистину говорю тебе…”

Утверждения Хоренаци о еврейском происхождении княжеского рода армянских Багратуни в дальнейшем оспаривались историками, однако в данном случае примечателен сам контекст этого рассказа, в котором версия древнего историка отнюдь не смущает князя и современников, не вызывает религиозного или этнического отторжения, а напротив, воспринимается как аргумент в пользу древности и благородства княжеского рода. Другая знаменитая княжеская семья армянского средневековья – Орбеляны, оставили после себя родовую усыпальницу у села Ехегис, где рядом с могилами армянской знати сохранились еврейские надгробья 13-14 веков с надписями на иврите и на арамейском, свидетельствующие о высоком социальном статусе и религиозной свободе евреев в Армении.

В свою очередь, со времен завоеваний царя Тиграна и до эпохи крестовых походов армянская община обживалась и обустраивалась в Иерусалиме, создав сохранившися по сей день Армянский Квартал в самом сердце Святого Города.

Таковы сухие и общеизвестные факты. В течение пяти тысяч лет – со времен вавилонского бунта прародителя армян Айка, затем восстания и побега в Армению братьев Санасара и Багдасара, до походов Тиграна Второго, приведшего в нашу страну тысячи еврейских семей для развития ремесел, науки и торговли, а также в ходе создания армянских поселений в Израиле – наша совместная история не упоминает ни единого случая межнациональной вражды, ненависти, тем более войны, розни или иной распри между армянами и евреями.

Распространяемые в последнее время злонамеренные домыслы о якобы армянском происхождении некоего ”проклятого племени амалеков”, преследуемых евреями, не имеют никакого научного и даже мифологического подтверждения и доказательства. Так когда же, кому и с какой целью понадобилось создавать злобную ложь о вековой вражде армян и евреев? Как учит римская мудрость, в подобных случаях достаточно найти ответ на вопрос Qui profit – ”Кому это выгодно”?

Попробуем проанализировать доступные факты. Версия о ”армянофобии” евреев основана на двух основных аргументах: первый – тайное еврейское происхождение лидеров младотурецкого правительства, осуществивших план по выселению и уничтожению армян;второе – недружественная позиция Государства Израиль по отношению к Республике Армения и агрессивные выходки некоторых радикальных иудейских клерикалов в адрес иерусалимских армян, в частности, духовенства. К этим двум часто добавляют третий довод – еврейское происхождение большинства вождей русской революции 1917 года.

Все три утверждения не лишены оснований. Вполне вероятно, что в жилах турецких политиков 20-го века, от палача армян Талаата до Мустафы Кемаля текла и еврейская кровь, возможно в немалой пропорции. Означает ли это, что называемое презрительной кличкой ”денмэ” отуреченное еврейское население Османской империи захватило власть в результате младотурецкого переворота со зловещей целью уничтожения армян? Давайте вспомним, что в истории Османской, как и любой другой империи вероотступничество, ассимиляция и изменение имен было обычным средством для карьерного роста, достижения высокого социального статуса, экономического благополучия и политической власти. Этого процесса не избежали и многие армяне во многих странах. Более того – отнюдь не евреи, а именно армяне занимали ключевые позиции в финансово-банковском секторе, печати, книгоиздании, градостроительстве и архитектуре, театре и музыке, здравоохранении Османской империи к началу 20-го века. Даже на воинской и дипломатической службе, обычно закрытых для армян в Турции, немалое число наших соплеменников достигали завидных высот за счет принятия ислама и смены имени, при этом с еще большим рвением служа империи. Чтобы не обременять статьи обилием примеров, приведем лишь один – армянином по матери был ”кровавый султан” Абдул-Гамид, знавший о своем происхождении и с тем большим остервенением казнящий своих соплеменников.

Переворот и кратковременное правление младотурков привели к власти на одно десятилетие горстку озлобленных фанатиков, которых, кстати, с наивным энтузиазмом приветствовали и поддерживали многие армянские общественные деятели и целые политические партии. Каким же образом и почему многочисленная и организованная армянская община, располагающая огромными финансовыми возможностями, ключевыми позициями в обществе, печатью, недвижимым имуществом так и не смогла защитить себя, свои семьи, свою собственность? Это большой и болезненный вопрос, который мы должны задать самим себе. Не потому ли так распространилась версия о зловещей роли всемогущей горстки отуреченных евреев- ”денмэ” в Геноциде армян, что она помогает избежать столь же болезненного и нелицеприятного ответа на этот вопрос, обращая разговор и разбор в яростные обвинения в адрес других, столь удобные и безопасные для сокрытия всоей вины, бездарности и безответственнисти…

Не стоит забывать, что та же стая младотурецких преступников спустя всего лишь десять лет была осуждена турецким судом, сбежала от правосудия, но была настигнута и казнена армянскими мстителями в разных концах света, невзирая на все ее мнимое ”всемогущество”.

Необходимо еще одно существенное дополнение для любителей ” теории заговоров”: евреи являются тем уникальным народом, принадлежность к которому есть не столько этническая, сколь религиозная черта. Иудеем может стать любой, кто признает Талмуд и прошел обряд обрезания. Используя эту особенность, еврейские жрецы в 9-м веке обратили в иудаизм целый народ – хазаров, которых русские называли половцами и обрами. Русские и сами в ту же эпоху всем народом приняли христианство, как и монголы, которые разделились между буддизмом и исламом. Именно хазарское племя привнесло в дряхлеющий и немногочисленный иудейский народ новую кровь и ”пассионарность” неофитов, став через несколько веков доминирующей среди евреев общиной европейских ”ашкенази”, в отличие от ветхозаветных евреев ”сефардов”. Так вот, хазары по своему этническому происхождению относятся к тюркско-алтайской семье, поэтому ищущие еврейские гены в турецких ”денмэ” должны быть готовы найти ту же самую тюркскую генетическую ось в мнимых ”иудеях” Талаате и прочих.

Другой аргумент ”юдофобов” состоит в еврейском происхождении лидеров русской революции и очень близок по времени, месту и схожести исторических обстоятельств к первой группе доводов. Несомненно, первое большевистское правительство в своем подавляющем большинстве состояло из представителей наиболее гонимой и угнетенной нации Российской Империи – евреев. Что естественно и по общественным законам, и по законам физики. Революция 1917 года была страшным бедствием для России и очередной катастрофой для Армении, в результате которой мы понесли колоссальные людские и территориальные потери.

Как в Османской, так и в Российской империях еврейское меньшинство преобразовало весь свой созидательный дар в разрушительную энергию распада обоих государств-угнетателей. Однако и в Турции, и в России власть спустя считанные годы перешла от них совсем в другие руки. Уже через пять лет после Октября его вождь Ульянов-Ленин был фактически заперт под домашним арестом в силу прогрессирующего слабоумия. Еще через пять лет был изгнан из страны второй вождь революции и создатель Красной Армии Троцкий. Следующие два десятилетия были годами государственного террора, почти полностью уничтожившего все руководство советского правительства и его зловещего палача – ЧК-НКВД-ГПУ с их еврейскими фамилиями. Выживший Каганович был таким же насмешливым исключением из страшных сталинских правил, как и Микоян, присутствие которого в Кремле не имело никакого положительного влияния на судьбу армян в СССР.

Третий аргумент местных антисемитов указывает на сложные отношения нынешних Израиля и Армении. Здесь следует напомнить об одной особености двух наших государств, о которой знают не все. Дело в том, что и Израиль, и Армения должны были получить воссозданную государственность в соответствие с решениями Лиги Наций после Первой Мировой войны. Мандаты международного сообщества на государственное устройство двух наших стран получили Великобритания и США.

Американцы приступили к делу сразу и с размахом. Уже через два года была готова карта территориального размежевания, очерчены границы Армении с выходом к Черному морю, в ноябре 1920 года Конгресс США и Президент Вильсон подписали мандат на создание единой Армении территорией в 120 тысяч кв.км. Через неделю после этого 11-я Красная Армия захватила Ереван и Армения была оккупирована. Еще через полгода Ленин передал Ататюрку всю Западную Армению, а спустя три месяца Сталин оформил отделение от Армении Карабаха и Нахичевана в пользу Азербайджана.

Великобритания действовала неспешно и основательно. Ее мандат на Палестину окончился лишь через 30 лет, в 1948 году, когда она передала подведомственную ей территорию новообразованному Израилю. Евреи заплатили за свою новообретенную страну и независимость 6 миллионами изгнанных, убитых, сожженных во Второй Мировой …

Так что оба наших народа испили очень горькую чашу исторической несправедливости. Тем более трудности последних двух десятилетий не дают оснований для резких суждений по сравнению с предыдущими веками.

Израиль за 70 лет своей независимости несколько раз менял политическую ориентацию – СССР, Англия, Франция, США… Израиль провел несколько кровопролитных и победоносных войн с соседями, более чем вдвое увеличив свою территорию. Израиль почти в 10 раз увеличил свое население за счет репатриации. Израиль достиг поразительного роста и развития в науке и технологиях, в образовании и здравоохранении, в сельском хозяйстве и обороне. При этом он не решил главной проблемы своей безопасности и продолжает существовать в условиях постоянной угрозы войны и террора.

Армения продолжает придерживаться советской ориентации вместе с Россией, погружаясь в пучину экономического регресса, изоляции, бедности, эмиграции и неконкурентоспособности. Все блестящие возможности развития, использования потенциала диаспоры, превращения в региональный мост цивилизаций если не загублены бездарным управлением, то отложены и потеряны на целое поколение.

Наши страны находятся в разных цивилизационных и политических лагерях и именно здесь следует искать причину искуственного нагнетания вражды на национальной почве. С уверенностью можно указать на две особенности. Советская пропаганда в свое время всеми способами вдалбливала в армян чувство страха и незащищенности перед турецкой угрозой. Для этого использовались искусство и история, психология и политтехнология. Для этого замалчивались победы армян в Сардарапатской битве, героическое сопротивление Вана и Муса-Дага. Для этого осмеивалась история Первой Республики и сама идея национальной независимости. Помимо цели бесповоротного подчинения Кремлю, эта пропаганда решала еще одну задачу – сокрытие и предание забвению неблаговидной роли самой России в истории Геноцида армян, снятие с нее ответственности за отправку 150 тыс. армянских солдат с кавказского фронта на Западный фронт в 1915 году, подальше от их Родины, за подстрекательство царским правительством западных армян к восстанию и последующему отводу войск с освобожденных территорий для беспрепятственной бойни оставшихся мирных жителей вернувшимися турецкими частями…

Та же самая методология, которую использовала русская имперская политика весь прошедший век для маскировки своих целей за дымовой завесой мнимой и реальной турецкой угрозы, сейчас применяется для выведения из-под удара Турции и перевода пропагандистских стрелок на новую цель – еврейский заговор. Турция вновь стала союзником Кремля, как и в 1920 году, поэтому необходимо нейтрализовать и сменить прежнюю тактику манипулирования армянским фактором. Раньше турецкими ужасами маскировали антиармянскую политику царских министров Нелидова, Сазонова, Лобанова-Ростовского, затем сговор Ленина с Ататюрком и Сталина с Багировым за счет Армении и армян. Теперь же историческую ответственность и неминуемую расплату Турции за Геноцид армян те же эксперты КГБ, получив новую директиву по обелению партнера и союзника, пытаются размазать и возложить на еврейское происхождение Талаата, Кемаля и Парвуса. Как будто евреев не преследовали и не уничтожали так же, как и армян, как будто Израиль был создан не в 1948, а в 1915 году, как будто это евреи изгнали с Родины и уничтожили 1,5 миллиона армян, как будто не Кремль, а Израиль оккупировал Армению 29 ноября 1920 года.

Еврей Осип Мандельштам посвятил Армении самые проникновенные стихи, написанные о ней на русском языке, евреи Василий Гроссман и Юрий Карабчиевский воспели ее в бесподобной прозе; еврей Франц Верфель обессмертил подвиг армянского сопротивления в романе “40 дней Муса Дага”, вдохновлявшем евреев во время восстания в Варшавском гетто; еврей Рафаэль Лемкин именно для юридического обоснования наказания за резню армян придумал термин ”геноцид”. В декабре 1988 года именно из Израиля прибыл в Армению первый грузовой самолет с гуманитарной помощью жертвам землетрясения, хотя не было ни разрешения на посадку, ни дипломатических отношений с СССР.

Государство Израиль все еще не признает Геноцид армян, что стало предметом горячих дискуссий в израильском обществе. Споры особенно обострились в этом году, в связи со столетием Геноцидам, когда либеральные газеты “Хаарец” и “Джерузалем Пост” публиковали резкие критические статьи по этому поводу. И все же самым зримым уроком этой печальной годовщины мне показался именно один из жестов еврейского государства. Весной Почта Израиля выпустила в обращение памятную марку, посвященную Геноциду Армян с изображением статуи Матери Армении – женщины с мечом в руках и надписью на английском: Never Again, ”больше никогда” – неофициальный девиз Израиля, поклявшегося никогда больше не допустить унижения и уничтожения своего народа. Это очень ясное и сильное послание евреев армянам.

Столкнуть два наших народа – это подлая и циничная политика, которую мы должны сорвать. Надо обрести гражданское и политическое мужество для диалога и сближения, как бы ни рвали глотки платные и добровольные агенты КГБ, замеряющие мочки ушей и не знаю уж какие части тела оппонентов для определения степени “политической благонадежности и патриотизма” в их извращенном и рабском понимании.

(на фотографии – барельеф в старейшей парижской церкви Сен Шапель в Пале Рояль с изображением Ноя и его сыновей, прародителей всех народов в ковчеге, плывущем к горе Арарат. На борту ковчега – армянский храм Звартноц, как символ спасения человеческой культуры).

Автор: Тигран Хзмалян
Источник.

Leave a Reply

Subscribe to Posts | Subscribe to Comments

- Copyright © Personal blog of Ara Mirzoyan - Date A Live - Powered by Blogger - Designed by Johanes Djogan -